Яндекс.Метрика
Образовательная деятельность

Национальный проект «Наука и университеты»



XXI век — время прорывных технологий и невероятных инноваций, создавать которые — профессия завтрашнего дня! Наука стала сферой, где талантливая молодежь может найти себя и успешно развиваться.


Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.


В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.


Национальный проект «Наука и университеты» включает в себя 4 федеральных проекта:

• Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок;

• Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям;

• Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии;

• Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров.


Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок (КАДРЫ)

Задача: повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся.

Мероприятия направлены на:

1. обеспечение доступности высшего образования;

2. создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок;

3. повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования.


В 2024 году:

• 362 500 бюджетных мест для очного обучения по программам бакалавриата и специалитета.

• 35 250 иностранных граждан привлечены на обучение с помощью олимпиад и конкурсов.

• 7 500 научных проектов по приоритетам научно-технологического развития.

• 7 000 грантов аспирантам в рамках реализации научных и научно-технологических проектов.

• 950 сотрудникам научных и образовательных организаций по программе подготовки управленческих кадров провели обучение.

• 900 молодежных лабораторий.

• 800 руководителей научных и образовательных организаций – кадровый резерв.

• 600 программ внутрироссийской академической мобильности с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и развития приоритетных территорий.

• 500 субсидий на проведение обучения по программам повышения квалификации научно-педагогических работников для разработки и реализации дисциплин в области правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и разработок.

• 300 поддержанных научных проектов и исследований в сфере общественно-политических наук.

• 156 лабораторий мирового уровня.

• 15 центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в рамках НОЦ.


Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЛИДЕРСТВО)

Задача: развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям.

Мероприятия направлены на:

1. достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России;

2. повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров.


В 2024 году:

• 750 российских научных журналов включены в международные базы данных (WEB of Science или Scopus, WEB of Science и Scopus).

• 238 морских экспедиций на научно-исследовательских судах.

• 42 мероприятиям в области синхротронных и нейтронных исследований оказана государственная поддержка.

• 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.

• 35 центрам трансфера технологий и 16 научным центрам мирового уровня оказана господдержка.

• 30 ежегодных подписок в информационно-коммуникационной сети "Интернет" к научным журналам, базам данных научного цитирования.

• 25 мероприятиям развития генетических технологий и 11 региональным научно-образовательным математическим центрам оказана государственная поддержка.

• 24 центра Национальной технологической инициативы созданы и поддержаны.

• 19 мероприятий для вовлечения университетов в создание экосистемы студенческого технологического предпринимательства.

• 5 масштабным научным проектам мирового уровня оказана господдержка.

• 4 международных математических центра мирового уровня.

• Сеть из 3 биоресурсных центров.

• 3 центрам геномных исследований мирового уровня (консорциумам) обеспечена государственная поддержка программ создания и развития.

• Разработан НПА для создания и развития агробиотехнопарков.

• Международные научные исследования на уникальной научной установке класса «мегасайенс» - Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК и в Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA.


Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии (ИНТЕГРАЦИЯ)

Задача: усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики.

Мероприятия направлены на:

1. создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня;

2. повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе и регионов.


В 2024 году:

• Поддержка научно-производственной кооперации 104 вузов, научных учреждений и производственных предприятий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств.

• 102 университета поддержаны с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для:

- формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы;

- повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования;

- содействия региональному развитию.

• 15 научно-образовательных центров мирового уровня.

• Сеть из 8 специализированных учебных научных центров по подготовке высококвалифицированных кадров на базе ведущих университетов.

• Нормативно-правовая база для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

• Методика учета доли трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования (ООВО).

• Механизм привлечения и учета внебюджетных источников финансирования в сектор исследования и разработок.


Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров (ИНФРАСТРУКТУРА)

Задача: обеспечение передовой инфраструктурой для научных исследований.

Мероприятия направлены на:

1. обновление приборной базы ведущих организаций;

2. продолжение создания уникальных научных установок класса «мегасайенс»;

3. строительство и модернизацию научно-исследовательского флота;

4. совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования;

5. обеспечение комфортных условий для обучающихся и научно-педагогических работников.


В 2024 году:

• 19 инжиниринговых центров.

• 13 комплексов цифровых сервисов и решений в сфере науки и высшего образования.

• Модернизированы 5 действующих научно-исследовательских судов: «Академик Николай Страхов», «Академик Сергей Вавилов», «Академик М.А.Лаврентьев», «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе».

• 2 новых научно-исследовательских судна неограниченного района плавания.

• Обновленная инфраструктура и приборная база ведущих организаций.

• Повышенный уровень технической вооруженности сектора исследований и разработок.

• Финансовая поддержка развития национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в интересах ведущих научных и образовательных организаций.

• Уникальная научная установка класса «мегасайенс» ЦКП "СКИФ" с 6 экспериментальными станциями.

• Уникальная научная установка класса «мегасайенс» на о. Русский в Дальневосточном федеральном округе.

• Исследовательские станции Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК.

• Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего образования и дополнительного профессионального образования.

• Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов».

• Научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины на базе НИЦ «Курчатовский институт».

• Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния научно-технического обеспечения исследований в области генетических технологий.

• Модернизированное опытное производство НИЦ «Курчатовский институт».


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


Что такое НОЦ и зачем они нужны?

Научно-образовательный центр мирового уровня – поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.

Научно-образовательные центры (НОЦ) создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд. Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом.


Чем будут заниматься НЦМУ?

Научные центры мирового уровня различаются по типам и создаются в целях осуществления прорывных исследований преимущественно фундаментального и поискового характера, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости. Они призваны объединить для решения масштабных экономических и научных задач потенциал ведущих университетов, научных организаций и предприятий реального сектора.


Какую поддержку могут получить молодые ученые?

На государственном уровне для молодых ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития и модернизации российской экономики, установлена система мер поддержки – финансовых, социальных и профессиональных. Финансовая поддержка включает в себя гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов, а также гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Социальная поддержка связана с вопросом обеспечения молодых ученых жильем. Что касается профессиональной поддержки, то здесь она связана с созданием научно-образовательных и научных центров мирового уровня, а также запуском федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», который направлен на обновление приборной базы.


На что направлена работа инжиниринговых центров?

Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями – одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Важную роль в коммерциализации научных исследований и разработок, а также их трансфере в реальный сектор экономики играют инжиниринговые центры.

Благодаря работе Инжиниринговых центров увеличивается эффективность осуществления вузами научной и образовательной деятельности, расширяется спектр фундаментальных и прикладных исследований. Создание инжиниринговых центров позволяет обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок, а также ускорить процесс импортозамещения.


Какие задачи реализуются в рамках развития инфраструктуры?

В задачи нацпроекта входит обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций, а также создание уникальных научных установок класса «мегасайенс». Кроме этого, запланировано строительство и модернизация научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры, создание комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.


Что представляет собой программа «Приоритет 2030»?

«Приоритет 2030» представляет собой программу государственной поддержки российских университетов, цель которой сформировать к 2030 году более сотни прогрессивных современных учебных заведений — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Она также призвана поддержать вклад российских университетов в достижение национальных целей развития России до 2030 года.


ИНФОРМАЦИЯ О ДЕСЯТИЛЕТИИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий.


Его основные цели - привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки.


Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны.


Более подробная информация об инициативах, мероприятиях и проектах Десятилетия науки и технологий – на сайте наука.рф


Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».





Образовательная деятельность ИНМЭ РАН

Для повышения профессионального уровня молодых специалистов и ученых, способных выполнять фундаментальные исследования и проблемно-ориентированные, задачи, ИНМЭ РАН проводит активную политику привлечения студентов и аспирантов ведущих вузов страны к участию в совместных научно-исследовательских работах и прохождению научной практики в процессе их обучения.


Ежегодно в ИНМЭ РАН проходят преддипломную практику студенты таких ВУЗов, как МИЭТ, НИЯУ «МИФИ», НИУ «МЭИ», МГТУ им.Баумана, МГУ им. Ломоносова (химический факультет, физический факульткт, факультет наук о материалах). Студенты активно участвуют в выполнении НИР по тематическому плану Минобрнауки РФ и прочим научно-исследовательским работам Института.


Для интеграции образования, науки и производства как важнейшего условия повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием в НИУ МЭИ при прямом участии ИНМЭ РАН для целевой подготовки кадров, в соответствии с приказом №36 по МЭИ от 4 февраля 2016 г. на базе ИНМЭ РАН, была создана базовая кафедра «Нанотехнология микроэлектроники» (НМ).


Кафедра НМ создана на основе кафедры «Электроника и наноэлектроника» как базовая под руководством начальника отдела разработок и исследований микро- и наносистем ИНМЭ РАН д.т.н., доцента Зеновой Елены Валентиновны.


Основная задача кафедры – интеграция образования, науки и производства как важнейшего условия повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, целевая подготовка кадров в МЭИ для эффективного решения проблемы обеспечения ИНМЭ РАН высококвалифицированными специалистами, прямого участия ИНМЭ РАН в образовательной деятельности МЭИ путем вовлечения и эффективного использования в учебном процессе интеллектуальных и материально-технических ресурсов ИНМЭ РАН и развитие научного потенциала ИНМЭ РАН и МЭИ, привлечение научно-педагогических работников МЭИ к выполнению НИОКР в интересах ИНМЭ РАН.


ИНМЭ активно сотрудничает с базовой кафедрой "Микроэлектроника и микросистемы", которая является учебно-научным структурным подразделением МИЭТ, и которую возглавляет директор ИНМЭ академик Сауров А.Н. Эта кафедра осуществляет совместно с профилирующими кафедрами подготовку студентов по программам и учебным планам дисциплин следующих специальностей:


  • Микроэлектроника и твердотельная электроника;

  • Микросистемная техника;

  • Технология и проектирование интегральных схем;

  • Микро- и наноэлектроника. На кафедре ведется подготовка кадров высшей квалификации.


Научно-образовательный центр «Кремний-углеродные нанотехнологии» при автономном образовательном учреждении высшего образования «Московский физико-технический институт (государственный университет)».


Целью деятельности НОЦ является достижение научно-технических результатов мирового уровня в области кремний-углеродных нанотехнологий электроники, высококачественная подготовка молодых специалистов высшей квалификации на основе интеграции научно-педагогического потенциала МФТИ и ИНМЭ РАН, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с наиболее результативными исследователями старших поколений.


Обеспечение взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с образовательным процессом на всех стадиях, включая использование результатов научно-исследовательских работ в учебном процессе;


Привлечение квалифицированных сотрудников научных организаций к чтению спецкурсов и руководству научно-исследовательской работой студентов и аспирантов, а также приобщение преподавателей и обучающихся к научным исследованиям и разработкам в лабораториях НОЦ;


Обеспечение подготовки и переподготовки кадров для отечественной электронной промышленности в тесном взаимодействии с государственными корпорациями и реальным сектором экономики, трудоустройство выпускников в наукоемкие инновационные компании, научно-исследовательские институты и центры;


Проведение политики, направленной на закрепление молодежи в науке и системе образования, организация конкурсов по поддержке молодых ученых, стажировок молодых исследователей в сторонних организациях;


Повышение уровня учебно-методической работы путем создания новых учебных программ, учебных и методических пособий, в том числе на электронных носителях.